воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Мысли и планы относительно Adobe Flash и HTML5.

Ничто не стоит на месте, технологии развиваются, на смену им приходят более совершенные и удобные, то же самое сейчас случается с Adobe Flash и HTML5. Я начинал как ActionScript разработчик и многие в последнее время спрашивают меня насчет моей позиции относительно Adobe Flash и HTML5. В этом посте я расскажу об этом и о некоторых своих планах на будущее, в которые входят эти две технологии.
Когда-то давно Adobe Flash был той технологией, которая позволяла быстро и удобно создавать интерактивный web-контент, альтернатив ей не было, были, конечно, Java-апплеты, но они очень монстроподобные и имели свои недостатки. Создание интерактивного web-контента с использованием HTML и JavaScript намного уступало возможностям и удобству Adobe Flash. Именно это время я считаю «золотым веком Adobe Flash». Но, у Adobe Flash был и есть один минус, Adobe Flash Player - это обычный сторонний плагин для браузера, и разработчикам оставалось надеяться только на то, что у пользователя, был остановлен Adobe Flash Player.
Время шло, и возможности HTML и JavaScript росли, и на текущий момент все это выросло в относительно новую технологию HTML5. На мой взгляд, возможности HTML5 сейчас на уровне Adobe Flash Player 9, и в сети интернет, есть много примеров реализаций приложений на HTML5, которые не уступают своим Adobe Flash аналогам в производительности и возможностям.
Тем временем Adobe Flash не отставал и тоже развивался. Сначала появился фреймворк Flex и технология Adobe AIR, потом добавили новое графическое API – Stage3D, и компилятор C++ кода. Сейчас корпорация Adobe позиционирует Adobe Flash как технологию для создания высококачественных next-gen игр для «iOS, Android™, Windows®, and Mac OS». И здесь начитается самое интересное – отсутствие в этом списке браузеров. Корпорация Adobe начинает заменять свою технологию для создания интерактивного web-контента c Adobe Flash на HTML5. И это вполне нормально, ибо теперь у разработчиков не будет привязки к плагинам, и для работы приложения понадобится только современный браузер, а разработчикам, которые раньше занимались Adobe Flash теперь открытые новые возможности разработки next-get игр консольного качества.
Теперь немного о том, какие минусы в этих данных двух технологиях я вижу и начну я с HTML5.
HTML5 несколько младше технологии Adobe Flash, и по сути, это ее самый главный минус, она довольно сыра, но, в последнее время, развивается весьма большими тепами. Еще у нее весьма низкая производительность, и очень это сильно сказывается на мобильных устройствах, и не все современные мобильные устройства поддерживают WebGL, так что, если ваше web-приложение использует WebGL, то скорей всего на текущее время Вам придется забыть про «мобильную аудиторию». Еще один минус относится скорее к независимым разработчикам игр, у Adobe Flash приложений больше возможностей для распространения, в сети интернет есть огромное количество разнообразных интернет-порталов на которых разработчики могут выкладывать Flash-игры и приложения. Количество подобных порталов для HTML5 разработчиков намного уступает Adobe Flash.
У Adobe Flash тоже предостаточно минусов. Самый главный минус Adobe Flash – это проприетарное ПО, которое полностью зависит от своего владельца. Корпорация Adobe после выпуска нового графического API перестала продвигать технологию Adobe Flash. Выпуск нового переработанного Adobe Flash Player отменили, так же отменили поддержку Adobe Flash Player для операционной системы Linux, чем лишили многих разработчиков огромной аудитории пользователей. Практически весь инструментарий, да и вся технология поменяли лицензию на open source, и теперь весьма сложно сказать занимается, и главное, будет ли заниматься Adobe развитием Adobe Flash дальше. В последнее время многие неуверенны в том стоит ли разрабатывать web-приложения на Adobe Flash, многие студии занимающиеся созданием интерактивного web-контента начинают отказываться от Adobe Flash в пользу HTML5. Сама Adobe начинает внедрять и развивать свои новые технологии на основе HTML5, которые заменят и вытеснят Adobe Flash как технологию для создания клиентских web-приложений.
С переходом Adobe Flash на технологию для создания высококачественных next-gen игр для «iOS, Android™, Windows®, and Mac OS», у нее появилась масса конкурентов, и на мой взгляд самый главный на данный момент это Unity3D. Скорость и удобство разработки на Unity3D намного выше, чем у Adobe Flash, при этом не стоит забывать, что кроме Unity3D есть еще много технологий в этом сегменте.
На данный момент моя позиция относительно двух этих технология следующая. HTML5 сравнительно молодая технология которая позволяет создавать интерактивное web-содержимое, и в связи с тем что она развивается то со временем HTML5 полностью заменит в этом вопросе Adobe Flash. Переход с Adobe Flash на HTML5 это не предательство или что-то еще в этом духе, переход разработчиков на HTML5 заставит улучшаться саму технологию, и позволит создавать еще качественнее web-контент, который будет зависеть только от браузера, в котором он выполняется. Что касается Adobe Flash, то он стал одним из тех вариантов, которые доступны разработчикам в выборе инструмента для разработки next-gen игр. Отсутствие Adobe Flash Player для операционной системы Linux и на мобильных платформах, а так же непонятное отношение самой Adobe к своей технологии не дают назвать эту лучшим вариантом для создания web-контента.
Что касается моих планов, то они следующие. Начну я с Adobe Flash. Я начинал с Adobe Flash, это было давно, и теперь у меня появилась некоторая привычка к этой технологии. Я врятли в ближайшее время буду делать свои независимые проекты с next-gen качеством, а для своих задуманных на будущее проектов вполне хватает и тех возможностей, которые есть сейчас у Adobe Flash, так что есть большая вероятность того, что мои будущие независимые проекты буду создаваться на Adobe Flash, и это скорее связано с тем, что мне проще и удобнее сделать это именно на Adobe Flash, чем на какой либо другой технологии. Еще в ближайшее время я хочу попробовать сделать проект на новом графическом API, это одна из моих старых задумок, и поначалу я хотел сделать это на Unity3D, но, все же, хочется попробовать возможности Stage3D, и понять есть ли смысл все-таки возвращаться обратно на Unity3D. Сейчас я точно могу сказать то, что скоро выйдет два моих независимых проекта на Adobe Flash.
В последнее время я сильно интересуюсь технологией HTML5, и поэтому возможно в ближайшем будущем я покажу свои наработки. Сейчас я заинтересован в поиске профессиональных, независимых и начинающих HTML5-разработчиков, которые могут поделиться любой информацией относительно HTML5. Все это в рамках группы Video Game Development, для этого уже создан раздел, в который попадают все записи группы относительно HTML5 и смежных тем, так же создан раздел в котором пользователи могут предлагать свои новости и записи по тематике группы. Понятно, что все это на добровольных началах. Поэтому, если у кого-то есть желание поделится своими HTML5 наработками, различными статьями и уроками, то по ссылкам выше Вы сможете это сделать, и я буду очень признателен Вам в этом.
Вот так вот я попытался высказать свое мнение относительно этих двух технологий. Adobe Flash всегда будет для меня тем инструментом на котором мне проще и быстрее сделать игру, а HTML5 – это новая технология, которая с каждым днем развивается и рано или поздно заменит Adobe Flash как технологию для создания интерактивного Web-контента. Поэтому у меня сейчас большой интерес к HTML5, и я считаю, что сейчас лучшее время для изучения этой технологии.
Все, всем удачи. Пока.